|
Сафуан Якшигулов (1871-1931)
Миякинская земля славится своими знаменитыми личностями. Один из таких людей—Сафуан Якшигулов. Он одним из первых, после Мифтахет-дина Акмуллы, призывал башкир овладевать знаниями.
Сафуан Якшигулов родился 10 апреля 1871 года в селе Ильсегул, расположенном у красавицы Демы. Его родители были из рода, который издавна активно участвовал в общественной жизни башкир. В семье важной традицией считалось стремление к знаниям. Сафуан Якшигулов начальное образование получил у халфы Шафика Солтангулова в родной деревне, затем поступил учиться в Давлекановское медресе. Кроме преподаваемых там предметов, он самостоятельно изучал такие предметы, как география, история, русский язык. Интересовался он и литературой восточных народов. После окончания медресе его назначили муллой в деревню Яппар нынешнего Давлекановского района. Он не забывал и родную деревню, часто приезжал.. Посещал святой родник, читал там молитвы.
Наряду с выполнением обязанности муллы, Сафуан Якшигулов писал стихи, много сил вкладывал в осуществление цели, которую он поставил перед собой. Цель его была — дать знания молодому поколению. Он, открыв школу, много внимания уделяет преподаванию в ней русского языка, географии, истории, математики. Брал на воспитание сирот, заботился об их учебе.
До революции выходит четыре его книги. В своих стихах он показывает тяжелое положение простого народа, несправедливость, призывает молодежь к учебе, знаниям, просвещению. Умер Сафуан агай в 1931 году, похоронен на кладбище деревни Ново-Яппар.
Творчество просветителя, его жизненный путь в нашей районе изучается глубоко. Превратилось в добрую традицию проведение в районе праздничных вечеров, посвященных знаменитому земляку. Проводятся и соревнования по национальной борьбе на приз Сафуана Якшигулова, в которых участвуют борцы со всех концов республики. Члены литературного кружка посвящают ему свои стихи, сочинения. Оставаясь верным заветам Сафуана Якшигулова, жители района чтят своего славного земляка.
Его произведения:
Сафуан Яҡшығоловтың тормошо һәм ижадына библиографик белешмә
- Амиров Р. На стремнине. Уфа, 1998.-312с.( Мои башкиры, учиться надо.Раздел о С. Якшигулове.с.92-94)
- Башҡорт поэзияһы антологияһы. Өфө.-1971(тәбиғәткә ҡағылышлы шиғырҙары)
- Башҡорт әҙәбиәте.20 быуат башы,1 се китап. Поэзия.Өфө.-1983( 45 шиғыры яҙылған.106-152-се биттәр)
- “Башҡортостан”гәзите.2008йыл.29 ғинуар( Ил төкөрһә, күл булыр. Мөхәмәтйәнова Ғ.Х мәҡәләһе)
- Ватандаш” журналы, 2000 йыл№3.(Миәкәнән сыҡҡан арҙаҡлы шәхестәр. 25- се бит)
- “Миәкә районы- Аҡмулла төйәге” китабы.”Скиф”, 2006. ( С.Яҡшығоловтың ике шиғыры)
- Нурғәлин З.Дәүер һулышы.2003 йыл(Исеме башҡа яҙыусылар менән бер рәттә.88-89 биттәр)
- “Совет Башҡортостаны” гәзите.1994 йыл. 3 август.(ШәмиғоловаФ.Шиғырҙарҙа-халыҡ яҙмышы” мәҡәләһендә “Башҡорт хәлдәре” исемле китап сығыуы тураһында)
- Шәкүров Р. Сыңрау торналар иле.1996 йыл. (М.Акөмбәтовтың Сафуан Яҡшығоловты хәтерләүе.356-360 б)
- Сафуан Яҡшығолов. Башҡорт хәлдәре.Шиғырҙар.(Төҙөүсеһе Сафуанов Суфиян)
- Кунафин Г. Поэтическое эхо прошлого. Стр.40
- Әхмәҙиев В. Быуындар бәйләнеше.30 б
- Әхмәҙиев В. Башҡорт әҙәбиәте 20 быуат башы. Өфө,1984 йыл.
- Яҡшығолов Сафуан. Башҡорт хәлдәре.Шиғырҙар. 2015 йыл. (Төҙөүсеһе Лариса Абдуллина, С. Сафуанов)
15.Ватандаш журналы №12,2022 йыл (Казанцев А. Семейные тамги, брак и демография кыркулинских башкир. ... имам Сафуан Якшигулов украл и увез жену Мухаметгарея Габдрафикова...)
16.Ватандаш №10,2022 (Инсаф Хужабиргәнов.Сафуан Яҡшығолов әҫәрендә сәсәнлек традициялары.)
17.Абдуллина Л. Ижадына яңы ҡараш кәрәк. Башҡортостан.-2021, 20 июль
18. Абдуллина Л. Сафуан Яҡшығолов XIX быуатта уҡ Ҡоролтай программаһын яҙған.«Башҡортостан» гәзите 21.11.2015
19.Башкорт эзэбияте . XX б. башы . 1- нсе китап .
20.Быуаттар тауышы . Башкорт шигрияте антологияһы . - Офо , 2001 .
21. Якшыголов С. Башкорт хэлдэре . - Офо . 1994 .
22. Хөббитдинова, Н. Башҡорт поэзияһында халыҡ йолаһының художестволы яҡтыртылышы. // Ватандаш. – 2011. - №7. – С.148-152.
23. Хөббитдинова, Н. Сафуан Яҡшығолов һәм Хәбибулла Ғәбитов ижадында халыҡ йолалары сағылышы. // Ватандаш. – 2011. -№3. – С.169-173.
| |